Когда начинать учить язык?

Демидова Людмила, психолог Language Line
28 сентября 2021

Это едва ли не самый распространенный вопрос от родителей малышей. Попробуем разобраться в нем с нескольких позиций и прийти к какому-то общему знаменателю.

С физиологической точки зрения, способность к языку является врожденной. C детства мы имеем возможность слышать и воспринимать звуки, потом различать слова, учимся описывать свои чувства, желания и окружающий мир, тренируем артикуляционный аппарат, мелкую моторику. Все это тесно связано с развитием речи в родном языке, сензитивным периодом для которого является возраст до 3 лет.

А как же обстоят дела со вторым, третьим, пятым языками? Если семья говорит на нескольких языках в обычной бытовой жизни, этот вопрос снимается. Ребенок осваивает языки одновременно и, как правило, успешно. Мы же рассмотрим ситуацию другую, когда для языков создаются искусственные условия – например, в развивающих или языковых центрах.

Наиболее благоприятный возраст для начала изучения дополнительных языков с точки зрения возрастных особенностей созревания соответствующих отделов коры головного мозга – 5-7 лет.

Это вовсе не означает, что именно в этот период надо искать репетитора или школу. Давайте не будем забывать и о психологической стороне процесса – готов ли ребенок осваивать еще один язык. Вы, как родитель, лучше всего способны уловить этот момент. Обратите внимание, проявляет ли ребенок интерес к песням на другом языке, готов ли к совместной работе со сверстниками, способен ли рассказать о себе и выразить желания.

Изучение иностранного языка создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей, логического мышления и даже является неплохой стартовой площадкой для развития математических навыков. Поэтому рассматривать иностранный язык как инструмент развития ребенка – инициатива благодарная. С другой стороны, нужно иметь здравые ожидания от результатов занятий и не прибывать в иллюзиях. Если иностранный язык присутствует в жизни дошкольника ровно столько, сколько он ходит на занятия в развивающий центр (а это, традиционно 2-3 раза в неделю по 30-40 минут), ребенок вряд ли свободно заговорит на нем.

Есть еще одна, немаловажная сторона этого процесса. Когда ребенок начинает изучать иностранный язык до школы, играя и развиваясь, он осваивает его как некий дополнительный код общения с другими людьми. Если это подпитать реальными примерами использования языка в жизни, например, в путешествиях или хотя бы на мастер-классах, то такое понимание усилится в разы. Так формируется бесценное уважительное отношение к иностранному языку, как к инструменту для решения коммуникативных задач. В дальнейшем, в школе, положительный опыт раннего обучения обеспечит надежную мотивацию, и вам, как родителю, не придется объяснять зачем учить английский, немецкий или испанский.

Изучение иностранного языка создает предпосылки для развития языковой картины мира. Ребенок, погруженный в изучение иностранного языка, осваивает не только лексику и грамматические конструкции. Смысл лежит гораздо глубже. Ребенок формирует представления о мире глазами людей другой ментальности, исследует традиции и культуру других народов, учится понимать их и принимать. А не это ли самое важное для формирования своего ощущения безопасности и свободы в мире.