Что делать, когда мотивация падает? Мотивационные качели в обучении английскому и как с ними справиться

Людмила Демидова, психолог LL
23 июля 2025

Почему мотивация неустойчива?

«Хочу выучить английский!» — с энтузиазмом говорим мы в начале пути. Новый учебник пахнет типографской краской, тетрадь в идеальном порядке, глаза горят. Но проходит месяц-два — и вот уже занятия откладываются, домашнее задание не сделано, а в голове звучит: «Может, это не моё?»

Если вы узнали себя, помните — вы не одиноки. Это мотивационные качели, и с ними сталкиваются 90% изучающих язык, даже самые целеустремлённые. Давайте разберемся, почему так происходит и как не бросить дело на полпути.

Почему мотивация неустойчива?

1. Эффект «медового месяца» и его окончание

Психологи называют первую фазу обучения мотивационным пиком. Новизна, предвкушение результата, быстрые первые успехи — всё это подпитывает мотивацию. Но затем наступает фаза плато: прогресс замедляется, усилия возрастают, а удовольствие снижается.
Как объясняет психолог Карл Двек, автор концепции «мышления роста», именно в этот момент важны не врождённые способности, а устойчивость мышления. Те, кто воспринимает ошибки как часть процесса, продолжают двигаться вперёд. Остальные — сдаются.

2. Разрыв между ожиданиями и реальностью

Многие начинают учить язык с не совсем реалистичными представлениями: «Через полгода я буду смотреть Netflix без субтитров!» Когда этого не происходит, возникает фрустрация. Нейропсихологи отмечают, что мозг воспринимает несбывшиеся ожидания как угрозу, активируя зону боли — и нам хочется сбежать от «неудачи».

3. Отсутствие системы и внешней поддержки

Без системы и сопровождения мотивация рассеивается. Это как идти в спортзал без тренера и плана: первые пару раз сходишь, а потом начинаются другие «важные дела». Именно поэтому занятия в группе или индивидуально, но в системе с преподавателем более эффективны — ответственность перед преподавателем или/и группой становятся в том числе этим «важным делом».

Что делать, когда мотивация упала?

1. Принять, что это нормально
Первое — не драматизировать. Падение мотивации — это не знак, что «я слабый», «у меня не получится», а естественная фаза цикла обучения. Психолог Бруно Каю из Университета Лозанны называет это мотивационной волной, и советует относиться к ней как к погоде: «Пасмурно? Возьмите зонт. Не отменяйте поездку».

2. Перейти от мотивации к дисциплине
Мотивация приходит и уходит. Дисциплина — то, что остаётся. Создайте рутину: 15 минут в день — это уже система. И как показывает исследование Университета Дьюка, более 40% наших действий — это привычки, а не решения. Сделайте изучение языка привычкой.
Пример: поставьте себе цель — слушать подкаст на английском каждое утро, пока готовите кофе. Это не требует усилий, но приносит эффект.

3. Работать с микроцелями
Вместо абстрактной цели «выучить английский», ставьте микроцели на ближайшую неделю. Например:

  •  выучить 10 новых слов;
  • пройти один урок в приложении;
  • посмотреть короткое видео с субтитрами и выписать 3 выражения.

По данным Гарвардской школы бизнеса, именно достижение микроцелей даёт мозгу дофаминовую подпитку, усиливая внутреннюю мотивацию.

4. Создать «систему маленьких побед»
Хвалите себя за прогресс, даже если он кажется незначительным. Учёные подтверждают: положительное подкрепление работает эффективнее, чем самокритика.

5. Общаться с теми, кто тоже учит язык
Среда важнее силы воли. Если вас окружают люди, которые тоже учат язык, делятся открытиями, ошибками, победами — вы не будете чувствовать себя одиноким. Ходите на разговорные клубы, найдите телеграм-чат или просто языковых партнёров.Когда стоит «взять паузу» — и как это сделать правильно?
Иногда, действительно, стоит сделать перерыв. Но он должен быть осознанным, а не «всё бросаю». Установите сроки: «Я беру паузу на 2 недели, чтобы восстановить силы». Продумайте, как вернётесь в рутину. Например, поставьте напоминание на календарь: «Понедельник, 21 июля — стартуем с новой темы».

Мотивация — это не топливо на весь путь. Это искра для старта. А дальше включаются структура, привычки, поддержка и внутренняя гибкость. Если вы чувствуете, что хотите всё бросить — не значит, что с вами что-то не так. Это значит, что вы находитесь в самом важном моменте роста.
Как психолог, который работает в языковом центре больше десяти лет, я могу сказать: самые успешные ученики — не те, кто всегда мотивированы, а те, кто умеют идти даже когда не хочется. Именно в этих моментах и рождается настоящий прогресс.
Если вам нужна помощь в том, чтобы вернуть фокус и выстроить устойчивую систему обучения — не стесняйтесь обращаться. Один разговор может вернуть направление и дать силы идти дальше.

С уважением, Людмила Демидова

Смотрите также: